+7 499 653 61 48, +7 812 313 29 82
Автоюрист
Бесплатная консультация автоюриста
Защита прав потребителей
Бесплатная консультация юриста
Военный юрист
Бесплатная юридическая консультация
Юрист по всем вопросам
Бесплатная консультация юриста

Закон об ОСАГО новая редакция 2017. 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

С 1 июля 2003 в нашей стране действует Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности транспортных средств N 40-ФЗ Закон об ОСАГО, призванный упорядочить процедуры взыскания ущерба в различных ситуациях. С этого момента обязательное страхование гражданской ответственности становится неотделимой частью допуска граждан к управлению транспортными средствами.

Каждый водитель обязан иметь полис ОСАГО, подтверждающий страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. Суть такой страховки заключается в том, что если водитель, вписанный в полис ОСАГО, признан виновником ДТП, то страховая компания возмещает определённую сумму ущерба потерпевшим. Речь идёт о компенсации вреда, причинённого как самому транспортному средству, так и здоровью и жизни потерпевших. Если водитель признан потерпевшим - в этом случае работает полис виновника аварии. Подобная система страхования является мировой практикой, многократно доказавшей свою эффективность при условии добросовестного исполнении обязанностей всех участников процесса, включая страховую компанию.

Статьи закона об ОСАГО

Цели и задачи Федерального закона об ОСАГО

Основная цель обязательного страхования гражданской ответственности заключается в защите прав потерпевших с взысканием компенсации за причинённый вред с виновников ДТП, которую будет выплачивать страховая компания. Это правовой механизм позволяет оперативно получать возмещение материального и физического ущерба без долгих судебных разбирательств.

Главная задача страхования ОСАГО – сократить до минимума время между страховым случаем и получением потерпевшей стороной обозначенной компенсации. Одновременно делается акцент на повышении ответственности водителей и страховых компаний, выписывающих полис. В частности, любой страховой случай с виновностью страховщика станет причиной повышения стоимости следующей страховки для конкретного водителя.

Основные положения Закона об ОСАГО

  • - декларирование обязательного страхования гражданской ответственности как определённой законом обязанности всех водителей;
  • -​ определение объекта обязательного страхования, страховых сумм, коэффициентов выплат, страховых рисков и т.д.;
  • -​ порядок оформления ДТП в рамках действующих полисов ОСАГО;
  • -​ перечень этапов проведения технической экспертизы транспорта;
  • -​ описание процедур возмещения убытков;
  • -​ порядок оспаривания позиций любой из сторон;
  • -​ реестр организаций и мероприятий, необходимых для осуществления контроля над выполнением обязательств всех участников страховых соглашений

Отдельной главой Федерального закона об ОСАГО выделены положения, касающиеся профессиональных объединений страховщиков. В заключительных главах затронуты аспекты страхования гражданской ответственности в рамках Международного права.

Новый закон об ОСАГО – список изменений с 2014 по 2017 год

Федеральный закон об ОСАГО в новой редакции 2017 включил в себя следующие изменения за два года:

  • 1.​ 1 октября 2014 года. Увеличена сумма компенсационных лимитных выплат с 120 000 до 400 000 рублей. При этом каждый пострадавший может претендовать на эту сумму, в то время как до этого сумма на одно человека была ограничена 160 000 рублями.
  • 2.​ 1 января 2015 года. Образование единой информационной базы данных, включающей всех страхователей и страховщиков ОСАГО и КАСКО. Такой шаг позволил объединить в глобальную электронную библиотеку все имеющиеся сведения для максимально эффективного контроля над системой обязательного страхования.
  • 3.​ 1 апреля 2015 года. Узаконена новая лимитная сумма, выплачиваемая в качестве компенсации за ущерб, причинённый здоровью и жизни – 500 000 рублей. Для установления сумм при возмещении вреда в случае травм потерпевших разработана специальная таблица. В этой таблице прописаны коэффициенты, вычисляемые с основной страховой суммы в соответствии с тяжестью полученных травм.
  • 4.​ 1 июля 2015 года. Определены основные положения с корректировками, касающиеся выдачи электронных полисов.

С 2019 года запланировано введение «безлимитного европейского протокола», который будет действовать на всей территории РФ. В этом случае страховка при ДТП может оформляться самим участниками при условии наличия видео и фото съёмки, а также данных глобальной спутниковой системы позиционирования на местности.

Страхование ОСАГО – плюсы и минусы

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и водителей предлагает следующие преимущества:

  • -​ общая взаимная ответственность всех участников движения
  • -​ быстрая выплата компенсаций;
  • -​ оперативное оформление страхового случая;
  • -​ быстрое оформление полиса;
  • -​ возможность заключение страхового договора с «неограниченным свободным» полисом;
  • -​ поддержка на дороге при ДТП выездными комиссарами страховых компаний;
  • -​ относительно небольшая стоимость;

Тарифы страховых компаний сегодня разнятся в зависимости от места регистрации транспортного средства. Поэтому территориальная привязка стоимости автострахования может рассматриваться и как положительная и как отрицательная составляющая.

В качестве очевидных недостатков страхования ОСАГО стоит выделить следующие пункты:

  • -​ невозможность полностью компенсировать ущерб предлагаемыми выплатами;
  • -​ безответственность некоторых страховых компаний, затягивающих с компенсацией вреда;
  • -​ множество правовых нюансов, позволяющих страховому оператору не выполнять свои обязательства по заключённому договору;
  • -​ бюрократические формальности (справки, заключения врачей и т.д.) при возмещении ущерба, полученного в результате травмы (длительное лечение и недееспособность потерпевшего);
  • -​ недавнее повышение тарифов на услуги страховых компаний

Стоит отметить, что виновник аварии должен предоставить страховой компании собственное транспортное средство для проведения экспертизы. Ремонтировать повреждённый автомобиль не разрешается в течение 15 дней после ДТП до осмотра повреждений страховщиком.

В страховой полис ОСАГО могут быть вписаны другие водители, что соответственно повысит стоимость страховки. Одновременно владельцам транспортных средств предлагаются упомянутые выше «свободные» страховые договора, предполагающие возможность управления автомобилем любым дееспособным лицом с водительскими правами.

Заключение

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств на сегодняшний день по праву считается эффективным инструментов для урегулирования различных ситуаций, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Новая редакция Закона об ОСАГО 2017 доказала – этот правовой документ будет и в дальнейшем корректироваться с учётом общественного мнения и меняющихся объективных реалий.

Основной задачей текущего момента в данной сфере является осуществление жесткого контроля над выполнением обязательств страховых компаний. Одновременно необходимо гармонизировать законодательство с международными нормами права, что позволит существенно расширить область действия Федерального Закона об обязательном страховании гражданской ответственности.

Закон об ОСАГО новая редакция 2017 года