Каждый человек, который обратился за медицинской помощью, обретает статус пациента. В переводе с латинского это слово означает «терпеливый», «страдающий». Изначально оно указывало на необходимость терпеть боль, вызванную недугом. Но сегодня все чаще пациентам приходится терпеть невообразимые, на первый взгляд, вещи: грубость и игнорирование со стороны медицинского персонала, нежелание оказывать медицинскую помощь и оказание ее с серьезными дефектами. При этом порой, чтобы изменить ситуацию, нужно просто грамотно настоять на своих правах.
Что можно сделать в таких случаях?
Все права, которые получает человек, обратившийся за помощью в учреждения системы здравоохранения, подробно описаны в Федеральном законе № 323 от 21.11.2011г. Изучив этот закон, многие конфликты с медицинским персоналом и лечебными учреждениями можно урегулировать даже привлечения третьих лиц. Для этого нужно написать жалобу на имя руководителя организации и подробно изложить в ней обстоятельства дела, сославшись в своих требованиях на конкретные пункты закона.
Если в течение месяца жалоба будет игнорироваться, обращение повторяется на более высоком уровне – специалисту Роспотребнадзора или Росздравнадзора, в приемную заместителя главы района или города по социальным вопросам, в Управление здравоохранения города или района.
В том случае, когда имеющее место правонарушение сопряжено с угрозой жизни и здоровью больного и с явным причинением вреда здоровью, потерпевший имеет право незамедлительно обратиться за помощью в правоохранительные органы.
Если самостоятельно решить проблему не удастся, за поддержкой можно обратиться в одну из организаций, для которых Защита прав пациентов является основной задачей.
Как действуют такие организации?
Организации, занимающиеся защитой прав пациентов, руководствуются действующими в нашей стране законами. Как правило, в их штате состоят специалисты с юридическим и высшим медицинским образованием, которые при выявлении нарушений помогают пострадавшим составить претензии, жалобы и исковые заявления в надзорные инстанции, а в крайних случаях – в суд.
Наиболее крупные и известные организации такого плана, действующие в нашей стране в настоящий момент – это Общественный совет по защите прав пациентов при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, Лига защитников пациентов и Лига Защиты Прав пациентов. Главное преимущество обращения в подобные структуры – возможность получить консультацию компетентного специалиста и оценить свои шансы на успешное решение конфликта.
При необходимости, представители этих организаций защищают интересы пострадавшего в суде. Но, как показывает практика, большинство споров им удается решить и без судебного разбирательства.